Новости Владивосток

900 аварий в год – это плато: энергетики рассказали о проблемах на сетях в Приморье

Аварийность на электросетях в Приморье за последнее десятилетие выросла в три раза. На ДРСК трудится 7500 человек, но и этого катастрофически не хватает. Плановых работ больше, чем специалистов, которые должны быть на них задействованы. А зарплаты у энергетиков меньше, чем у таксистов и курьеров. Об этом рассказал представитель сферы энергетики Приморского края на научно-практической конференции «Профкон» во Владивостоке.

Состоянием дел в отрасли поделился заместитель председателя первичной профсоюзной организации «Приморские электрические сети» Всероссийского электропрофсоюза АО «ДРСК», экс-председатель профкома «Южных электрических сетей» Алексей Тимошенко.

По его словам, энергетики получают меньше таксистов и курьеров, а низкие зарплаты закономерно приводят к нехватке рабочих рук. В «Южных электрических сетях» (ряд муниципалитетов на юге Приморского края, в том числе Владивосток, Находка, Большой Камень и Хасанский округ) за пять лет, с 2015 по 2020 год, число открытых вакансий выросло более чем в три раза. А фактическая численность персонала в подразделении в конце 2023 года оказалась на 20% меньше расчётной, притом что количество обслуживаемого оборудования сильно возросло. Кроме того, из-за высокой текучки кадров «ЮЭС» покинули многие высококлассные специалисты.

«Кадровая ситуация очень тяжёлая, и со временем она только усугубляется. А нехватка кадров приводит к интенсификации труда персонала: идёт постоянная спешка, чтобы успеть хоть что-то выполнить. Персонал не справляется с выполнением плановых объёмов, заложенных в технологических картах по обслуживанию оборудования, уже долгие годы. А с годами невыполнение планов только возрастает. Как пример, для капитального ремонта выключателя масляного камерного подстанционного на 110 кВ, который часто встречается на высоковольтных подстанциях, требуется 138,5 человеко-часа. То есть бригаде из четырёх человек (мастер и три электромонтёра) необходимо выполнять каждый день работы по шесть часов в течение без малого шесть дней. В «Южных сетях» в лучшем случае на эту работу выделяется в два раза меньше времени как по причине нехватки персонала, так и из-за других обстоятельств. Техобслуживание оборудования в полном объёме не выполняется. В итоге возрастает аварийность», – рассказал Алексей Тимошенко.

Согласно представленным данным, с 2012 до 2023 года аварийность на «ЮЭС» выросла более чем в три раза. В 2019 году был пик – 1017 аварийных отключений, всё это совпало и с существенным снижением числа работников. С 2021 по 2023 год график аварийности вышел на «плато» – порядка 900 аварий в год. Тимошенко связал это с работами в рамках Программы модернизации и реконструкции электросетевого комплекса (МиРЭК), благодаря которым массово чистятся просеки, восстанавливаются и строятся новые линии.

Руководство «ЮЭС» и «ПЭС» вкладывает в работы много средств и сил: в этом году на реализацию мероприятий МиРЭК будет направлено порядка 4,4 млрд рублей, работы идут сразу на нескольких крупных энергообъектах. Однако Алексей считает, что реконструкция по этой программе производится в недостаточном объёме на высоковольтных подстанциях 35-110 кВ, возраст которых порой достигает 80 лет и более.

В этом контексте спикер напомнил о крупной аварии на подстанции «Загородная», где 23 января случился пожар – отключился свет, а следом за ним и тепло. По мнению Алексея Тимошенко, одной из основных причин произошедшего является выполнение плановых работ не в полном объёме, вызванное недостаточным числом сотрудников, а также дефицитом запасных частей для выполнения ремонтов.

«По итогам аварии многие руководители «ЮЭС» и «ПЭС» были лишены премии и получили дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но, к сожалению, в расследованиях и приказах нигде не говорится про нехватку ресурсов (кадровых и материальных) для выполнения руководителями поставленных задач. А ведь это основная причина. Кроме того, имеется недостаток в спецтехнике и качественных инструментах», – отметил Алексей Тимошенко.

Для понимания ситуации он привёл аналогию с обслуживанием автомобиля: если своевременно выполнять ТО, менять масла и свечи, машина прослужит долгие годы, не доставляя проблем. Если же выполнять ТО в два-три раза реже и не в полном объёме, то аварийность возрастает. Примерно такая же ситуация и с энергосистемой.

По его словам, руководство подразделений и всего ДРСК в курсе проблемы и заявляет о желании её решить, повысить зарплату сотрудников. Но здесь всё упирается в систему тарифорегулирования и нежелание компании «РусГидро» (владеет АО «ДРСК») идти на выделение серьёзных сумм сверх бюджетов, заложенных тарифом, чтобы решить накопившиеся проблемы. Никакими решениями на местном уровне значительно повысить зарплату работникам не удаётся уже многие годы.

«Мы не знаем, какие зарплаты у руководителей (на предприятии это закрытая информация). Но даже если представить, что директор получает 2 млн рублей в месяц, – разделить эти деньги на 7,5 тысячи работников компании, и каждому достанется по 267 рублей. Если сократить всех руководителей исполнительного аппарата ДРСК, без которых работа остановится, то, может быть, и 5000 наберётся. Речь же должна вестись о добавлении зарплаты рабочим в десятки тысяч, а это миллиарды рублей в год. Как нам говорит руководство ДРСК, таких денег с тарифа нам не дают, а «РусГидро» не слышит наши проблемы», – поделился Алексей Тимошенко.

Помимо вложений со стороны «РусГидро», спикер назвал и другие варианты решения проблем, но часть из них требует значительных капитальных вложений и времени, а другая часть – серьёзных политических решений. Ясно одно – простого и дешёвого решения у проблемы нет. В заключение Тимошенко отметил, что, если ситуацию в ближайшее время не начать менять, жителей Приморья ждут «тёмные времена».


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта